Чем недовольна Италия в закрытии неба для самолетов РФ
«Если ты, Минька, второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех!» (Зощенко)
На днях глава итальянского авиационного регулятора Пьерлуиджи Ди Пальма поднял голос против решения ЕС о воздушной блокаде российских гражданских самолётов. Наши СМИ растиражировали это известие, но не привели пояснений, какие именно пункты международного авиационного права нарушены. Действительно ли имеет под собой основание эта жалоба Италии? От страны, которая наверняка ждала возобновления туристического потока из России, изрядно иссякшего с весны 2020.
Данную новость на английском языке распространил сайт Reuters с чуть бОльшими подробностями. Однако и там адаптировавший её итальянский корреспондент написал, что чиновник Ди Пальма "не уточнил, в чем состоят нарушения". А развивать тему никто не стал, хотя найти конкретику не составляет труда.
Основные принципы функционирования гражданской авиации прописаны в давней "Чикагской конвенции" от 1944 года. Она доступна всем, будучи официально переведена на многие языки мира, включая русский. Примечательно, что документ создавался и вступил в силу во время Второй мировой войны, и главной его задачей было, в том числе, не допустить ситуации, когда одно государство или группа стран волюнтаристски могли бы перекрывать авиационные пути ради своих политических или экономических выгод и потенциально создавать этим угрозу безопасности полётов.
Конкретно в Главе 2, Статье 9 под титулом "Запретные зоны" оговаривается то, при каких условиях и каким именно способом страна-участница имеет право закрыть своё воздушное пространство. Обратите внимание на Пункт Б, особенно его концовку. Цитирую:
"Каждое Договаривающееся государство также сохраняет за собой право немедленно при исключительных обстоятельствах, или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяется к воздушным судам всех других государств, независимо от их национальности".
Все четко, ясно и понятно. Если вводится запрет, то единообразно, для бортов всех стран. Потому что здесь речь идет о безопасности, а не о прихотях госдеятелей: одних пускаем, других - нет. Вот это и есть то самое нарушение, о котором говорил итальянский чиновник. В очередной раз международная конвенция попрана в угоду политике.